|
Dakar А-ля РюсПо многим параметрам эталоном внедорожных состязаний является «Дакар». По протяженности и сложности маршрута теперь уже не осталось равных африканскому марафону, заставляющему грезить не только гонщиков, но и многочисленную армию болельщиков. Да и для журналистов, пишущих о ралли-рейдах, побывать на берегу Розового озера означает получить впечатления на всю оставшуюся жизнь. О том же, чтобы проехать дистанцию целиком, большинство даже не мечтает! Велик соблазн сравниться с легендарным ралли-рейдом, не удержались от него и организаторы IV этапа чемпионата России — команда Авто-Мотоклуба Федеральной службы охраны (АЛЛК ФСО РФ), бывшая «Динамо Моторспорт», а еще ранее — VMP racing. Так у гонки, кроме официального названия «Великая степь», данного, надо думать, в честь империи Чингиз-Хана, появилось и неофициальное — «Русский Дакар». Калмыкия принимала ралли-рейд не в первый раз. Одному из авторов этих строк довелось проехать через Элисту в поисках маршрута «Мастер-ралли» в 1998 году, три года спустя в калмыцких степях уже проходил национальный чемпионат, а в последний раз этап Кубка мира FIA по внедорожным ралли заворачивал сюда в 2002 году. Вот и на этот раз федерация автомотоспорта республики отнеслась к делу со всей ответственностью: безопасность на трассе обеспечивали сотрудники ГИБДД и МЧС, дежурили медицинские и пожарные машины, в распоряжении руководства гонки имелся вертолет. Организаторы заключили договор с калмыцким филиалом страховой группы «УралСиб» о страховании гражданской ответственности за ущерб, который мог быть нанесен участниками соревнований имуществу и здоровью третьих лиц. Удачное расположение бивуака в City Chess* позволило свести к минимуму дорожные связки по асфальту, а заодно создать комфортные условия как для отдыха экипажей, так и для ночной работы механиков. За организацию бивуака в Нью-Васюках, как называют это место шахматисты, отдельное спасибо руководству Республики Калмыкия. Здесь нашлось место практически для всех команд, а также для закрытого и сервисного парков. Под стеклянным куполом Дворца шахмат проходили брифинги и показ отснятого телевизионщиками материала, неподалеку расположился пресс-центр! Такое компактное размещение позволило полностью окунуться в атмосферу гонки, почувствовать, чем она живет, узнать последние новости, пообщаться. Весьма уместным в этом контексте представляется приглашение организаторами на гонку туристов. Одна группа участвовала в пробеге Москва—Элиста-Москва на внедорожниках. Другие прилетели на самолете. Гостям удалось пощупать колесами гоночный маршрут и поболеть за участников «Кубка президента» Калмыкии. Не подвела и погода: всего за несколько дней до старта в Калмыкии спала изнуряющая жара, стоявшая все лето. Каждая гонка российского чемпионата имеет свои особенности: «Северный лес» — единственный в мире зимний ралли-рейд, «Хазарские степи» интересны труднопроходимыми барханами, «Луга» — жесткой песчаной трассой с эффектным бродом. Изюминкой «Калмыкии-2005» стали скорость и пыль: на дистанции нет ни песка, ни водных препятствий, только подкупающе ровная степь. Здесь максимальная скорость ограничена только возможностями машины. Самое главное в этой ситуации — не расслабляться. Пропустишь малейшую ямку на скоростном прямике — «крыша» обеспечена! Очень аккуратным нужно быть и в плане навигации: плутанешь на такой скоростной гонке — отыграться не успеешь. Ну и, наверное, основное препятствие — пыль. Хорошо, когда есть боковой ветер — хоть что-то видно. А если ветра нет или он дует вдоль трассы — ехать приходится «на ошупь». Не видно ни впередиидушей машины, ни дороги. В любом случае, обгон в подобных условиях — занятие не для слабонервных. Вот тут-то и появляется навязчивая боязнь пыли или, выражаясь научным языком, аматофобия*. Ситуация осложняется тем, что съехать с дороги и обогнать соперника по степи практически невозможно. На первый взгляд ровная поверхность буквально изрезана промоинами, ямами, арыками. Преимущество в такой гонке имеет тот, кто раньше стартовал. Еше одной особенностью трассы стала ее протяженность. Достаточно сказать, что на третий день длина специального участка составила 574 километра — это самый длинный СУ российского чемпионата! Попробуйте проехать от Москвы до Питера по проселку! А на время? Всего же за четыре дня были пройдены 1 270 километров. Все это сделало «Великую степь» ключевым этапом чемпионата России этого года. Повышающий коэффициент, присвоенный этой гонке за сложность, означает, что полученные участниками очки умножались на 1,2, то есть отыграть упущенное в Калмыкии на последней гонке сезона в Коломне шансов мало. Понимая это, гонщики готовились к данным соревнованиям особенно тщательно. И, конечно, в Элисту приехали все сильнейшие. Зачет «Рейд» проводится последнее время довольно редко, но на гонке в Калмыкии он был организован. Заявились пять экипажей. Тренировочная Toyota команды «Нарт-Тайм», астраханская и московская «Нивы» и два полноприводных автомобиля «ИЖ-Ода» постоянных участников и победителей московских джип-спринтовАс-тахия Суслова и Григория Малеева. Церемония торжественного старта проходила в городском парке Элисты. Плошаака перед сценой заполнялась боевыми машинами, но автомобили официально аккредитованной прессы и даже информационного партнера по каким-то высшим соображениям не пропускали. Особенно это порадовало телевизионщиков: камера, штатив, аккумуляторы... Мы, правда, не гордые и заехали-таки. С черного хода, благо клиренс позволил! После выступлений официальных лиц гонки молодые люди и девушки в национальных костюмах угостили участников калмыцким чаем. Народный ансамбль «Ойраты» исполнил искрометный «Чичердык»*, и экипажи отправились на первый СУ. Порядок старта был определен следующим образом: сначала, как и положено, выходили на трассу экипажи листа приоритета РАФ, то есть те, кто показал лучшие результаты в прошлом сезоне. А потом гонщики стартовали в соответствии с... очередностью оплаты заявочных взносов. Раньше заплатил — меньше пыли будешь глотать. Понятно стремление организаторов воспитать участников, но не все гонщики платят из своего кармана. Есть еще работа со спонсорами, а на них давить опасно! В общем, спорное решение. В результате некоторые сильные гонщики потратили много времени на обгон в жуткой пыли менее сильных. Небезопасно. Еще до гонки можно было предположить, что главной интригой станет борьба за первенство в абсолюте Алексея Беркута и Константина Жильцова, причем Mitsubishi L200 последнего еще недавно принадлежал Беркуту! На бахе «Норд-Вест» Жильцов на нем вырвал победу* и опережал чемпиона страны на шесть очков. С другой стороны, предстояла очень быстрая гонка, здесь принципиально важна максимальная скорость автомобиля, а она выше у бензинового Pajero, тогда как турбодизель L200 разгоняет его максимум до 165 км/ч. Так что если не допускать серьезных ошибок в пилотировании и навигации и если не подведет техника, шансов больше у Алексея. Правда, многовато «если» для дистанции почти в полторы тысячи километров... Вмешаться в спор лидеров вполне реально могли Леонид Новицкий, Борис Бу-катов и, конечно же, «экс- и вице-чемпион» Сергей Гиря. Первый день лидером закончил Беркут, вторым стал Жильцов. А вот третий результат показал Дмитрий Фекличев, выступающий в TI! Начавший гонку с невыгодной стартовой позиции Новицкий уже на первом 110-километровом специальном участке сумел восстановить справедливость, продемонстрировав четвертый результат. Ключевой момент в борьбе за первое место наступил во второй день. Получив 30 минут штрафа за непрохождение контрольного створа. Жильцов практически потерял шансы на победу. Наращивал скорость турбодизельный Pajero Новицкого, но на очередном обгоне срезало болт крепления заднего верхнего рычага и автомобиль стал плохо слушаться руля. Затем перетерся тормозной шланг заднего контура. Потеряв на ремонт почти час. экипаж «Росагролизинга» тем не менее сохранил по итогам гонки четвертое место. На второй день выбыл из борьбы экипаж Булата Янборисова: колесо его многотонного автомобиля попало в промоину и КамАЗ сделал «уши». Пилоту рулем зажало грудную клетку, к счастью, вовремя подоспел вертолет с врачами и спасателями. История российских ралли-рейдов не припоминает такого случая с КамАЗами. В третий день «разложил» свою машину Фекличев: в шлейфе пыли пилот не заметил поворота дороги, в итоге Toyota приняла форму смятой банки из-под безалкогольной «Балтики» с такими же синими буквами на белом фоне. Зато фортуна улыбнулась Семену Смирнову. После того как в Луге дотла сгорела их машина класса Т2, гонщик вывел на трассу Toyota, на которой успешно выступал весь прошлый сезон, и результат не заставил себя ждать — первое место в Т1. В отличие от предыдущей гонки удачно прошел калмыцкий «марафон» Александр Олейников, а третьим финишировал Илья Кузнецов. Быстро ехал Алексей Домановский, но на четвертый день отлетело колесо — срезало шпильки. В полевых условиях не починишь, а на трех колесах далеко не уедешь! А вот Беркут колесо не оторвал, только прорезал. Запас времени вполне позволял поставить запаску и финишировать. Оставалось проехать Super special — и золотая медаль в кармане. Судьба первого места в командном зачете решалась представителями национального класса. Перед последним гоночным днем три первые позиции занимали гонщики команды «Красмоторспорт»: соответственно Владимир Горбачевич, Константин Купцов и Дмитрий Вилюнов. Причем отрыв этой тройки от остальных позволял команде рассчитывать на победу. Оставалось аккуратно, не спеша, проехать дистанцию. Но техника есть техника. В двигателе «Нивы» Купцова сломались сразу две клапанные пружины. Еще до старта! Как известно, в случае не выхода на старт до тридцати минут происходит пенапизация, минута штрафа за минуту опоздания. Более тридцати минут — снятие с соревнований. Вдвоем с механиком команды Алексеем Ильичевым Константин вскрыл клапанную крышку. Движения быстрые, четкие и рациональные. Работали молча, как хирурги. Благо двигатель «Нивы» Костя может разобрать с закрытыми глазами — он одним из первых в Москве начал гоняться на этих автомобилях, руководит специализированным «нивовским» сервисом и сам готовит свой автомобиль к ралли-рейдам. Штурман фиксирует время. Осталось шесть минут, пять. Как в плохом кино, машина стартует в последнюю минуту. Пенализаиия — 29 минут. Вторая позиция потеряна, но на ней теперь товарищи по команде, и это успокаивает. Финишировав третьим, экипаж привел команду «Красмоторспорт» к победе! Десертом этой гонки, лакомым блюдом для зрителей стал Super special — заезд на «Кубок президента». На дистанции чуть больше двух километров сосредоточились элементы рельефа, практически не встречавшиеся на «большой» трассе — «песочница», крутой подъем, еще более крутой спуск, спуск с поворотом и промоиной в конце, а еше трамплин. «Кубок президента» являлся частью этапа чемпионата, то есть результат его прохождения шел в зачет. С одной стороны, это вынуждало выйти на старт этого суперСУ все экипажи — обеспечивалась массовость. С другой стороны — многие гонщики предпочли не рисковать техникой и сделали ставку «на доезд», аккуратно проходя спуски и не прыгая на трамплине. Наверняка они ехали бы азартнее, если бы не надо было думать о результатах основной гонки и командном зачете! А так зрители с недоумением наблюдали спокойную езду чемпиона России Дмитрия Павлова, не догадываясь о том, что его «Ше-ви-Нива» стала переднеприводной — задний мост был «приговорен» еще утром. Не оправдались надежды болельщиков и на эффектный прыжок заслуженного мастера спорта Биньямина Джепаева — одно из передних колес УАЗа было намертво приварено и зафиксировано стропами в положении «прямо», а вторым колесом гонщик поворачивал! Но зрелищных моментов все-таки было много. С трамплина машины взлетали все выше и выше: Беркут. Жильцов, Новицкий — Mitsubishi от Rally-Art прыжков не боятся. А сразу после финиша гонщиков ждала вторая часть «Кубка президента» — стрельба из лука. Настоящий калмык должен отлично скакать на лошади и стрелять излука! За каждый удачный выстрел со времени прохождения дистанции гонки списывалось несколько секунл. Хорошо еще, что стрельба не шла в зачет гонки чемпионата России! Зрители и журналисты уже начали перемещаться к сектору для стрельбы из лука, чтобы застать там лидеров, как произошло едва ли не самое интересное в гонке. Мы уже упоминали, что участники зачета «Рейд» — специалисты по джип-спринтам, поэтому прыжки для них обычное дело. Но кто бы мог подумать, что «Иж-Ода» летает ничуть не ниже подготовленных к спорту Mitsubishi... Причем не просто летает, но и после весьма жесткого приземления едет дальше. А ведь «Ижам» и «Нивам» на следующее утро предстояло своим ходом добираться до дома, а это больше тысячи километров, тогда как машины других зачетов ждали автовозы и прицепы. После короткого, но яркого и зрелищного «Кубка президента» гонщики отправились отдыхать и готовиться к многообещающему торжественному закрытию гонки «Великая степь» и награждению победителе;: Церемония проходила в формате «ореп air». то бишь на открытом воздухе. Главной изюминкой вечера был бассейн, вокруг которогс и разворачивалось праздничное действие. Честно сказать, мало кто сомневался, что к концу вечера многие окажутся именно в бассейне — таковы традиции мировых ралли-рейдов. Отловить еще не купавшегося че.:.; -века и сбросить его в воду — забава настоящих гонщиков! Поэтому все ценное из карманов — и добро пожаловать на церемонию. Начиналось все очень респектабельно. К;. -бок президента Калмыкии — сделанную из кожи местными художниками композицию «Всадник с луком на лошади» — вручил сам Кирсан Илюмжинов*. Достался он Алексек Беркуту. Выступления местных артистов чередовались с чествованием победителей разных зачетах гонки. Маленький подиум не вмещал двух пилотов на каждой площадке, поэтому все шесть человек награждаемых образовывали интересные композиции. Особенно позабавило, когда ведущий объявил победителей в зачете Т1 Семена Смирнова и Сергея Арсентьева! Щуплыми их никак не назовешь, поэтому за пьедестал стало страшновато. Обошлось. Вечер закончился праздничным фейерверком и, как водится, массовым купанием в бассейне. В сезоне 2005 года «Великая степь» стала эталонной гонкой российского чемпионата, и у нее существует реальный потенциал, чтобы в следующем сезоне поднять планку еще выше. Борис Букатов, президент ГК «ВМП Корп.» (в многопрофильный холдинг «ВМП Корп.» входит инвестиционно-строительная компания «Новая Площадь»), президент команды AM К ФСО: «Самое важное для нас то, что гонка удалась. Многие из участников соревнований отзывались о „Великой степи“ как о самом лучшем этапе чемпионата России. Для нас это был первый опыт, но уже оформилась идея провести в Калмыкии соревнования международного класса. В следующем году калмыцкий этап чемпионата будет проходить примерно в тех же числах в конце августа. И мы уже подали заявку в РАФ». |
Адрес: МО, д.Долгое Ледово ул.Советская E-mail: info@wranglermaster.ru |
8 (495) 792-19-32
8 (903) 792-19-32 |
|